Светящиеся солнечные лучи, пробивающиеся из-за туч, проникающие через окна или щели в крыше, способны превратить довольно заурядный снимок в выразительную, романтичную фотографию. К сожалению, в природе поймать такой эффект случается нечасто, для этого нужны определенные условия — лучи света формируются либо в парящих в воздухе мельчайших частичках пыли, либо в капельках влаги в нижних слоях атмосферы.
Сделать воздух более насыщенным можно с помощью Photoshop. В этом уроке мы разберем, как создавать романтичные лучи в пейзаже.
Для работы нам потребуется Photoshop любой версии, начиная с CS, и графический планшет Wacom. Обрабатывать фотографии можно и мышью, но графический планшет позволит нам получить более интересный и жизненный результат благодаря своей виртуозной управляемости и высокой точности кончика пера. В отличие от классической мыши перо лежит в руке как карандаш или кисть и позволяет рисовать, как на бумаге, естественными легкими штрихами.
Мы остановили свой выбор на модели Bamboo Fun — эта недорогая модель для начинающего фотографа обладает несложными настройками, при этом позволяет получать высококачественный результат. И дело тут не только в графическом пере, которое удобно лежит в руке и по ощущениям максимально соответствует «настоящему» инструменту художника.
Помимо четырех функциональных клавиш, которые можно настраивать по своему усмотрению (мы настроили две левые на изменение размера кисти, перенеся на них функционал комбинаций Ctrl + и Ctrl +, а правые — на создание нового слоя и копию активного слоя), планшет располагает также сенсорным кольцом Touch Ring, позволяющим масштабировать работу и перемещаться по ней без использования опостылевшего «пробела». Формат A5 (medium) оптимален как для новичка, так и для профессионала — такой планшет занимает относительно немного места на столе, а размера его активной области достаточно для комфортной работы.
Шаг 1. Предварительные приготовления
Открываем файл с нашей фотографией. Делаем копию слоя Background и обрабатываем ее инструментом Levels из меню Image > Adjustments. Наша задача — отсечь все лишнее и оставить только свет, льющийся из окон. Более того, контраст должен быть настолько сильным, чтобы световые пятна стали белыми, а все остальное ушло в черноту. В случае с используемой фотографией черный ползунок был установлен на позицию 205, а белый максимально приближен, так, чтобы он оказался на отметке 207.
Шаг 2. Дополнительный слой
Возможно, на нашем слое еще остался цвет. Для того чтобы избавиться от него, выбираем в меню Image > Adjustments > Desaturate (этот же инструмент можно открыть комбинацией Ctrl + Shift + U). Этот слой мы будем использовать для создания лучей, а впоследствии и свечения вокруг окон. Поэтому назовем его light.
Шаг 3. Режим наложения
При помощи функциональной клавиши на планшете создаем копию слоя light и называем новый слой light_blur. Вверху панели слоев в выпадающем меню изменяем его режим наложения на Screen, оставив непрозрачность 100%. Объединяем оба слоя в группу (Ctrl + G): в этой группе будут находиться все слои, связанные с создаваемым нами освещением. Размываем слой light_blur фильтром Radial Blur со значением 100. Центральную точку на схеме справа в окне фильтра устанавливаем примерно посередине верхнего края кадра. После применения фильтра Radial Blur пятна света растянулись как от центра, так и к центру, поэтому их придется откорректировать инструментом Free Transform.
Шаг 4. Трансформация
Слой light blur активен. Выбираем в меню инструмент Free Transform, перемещаем центральную точку на середину верхнего края рамки (удерживая Shift для сохранения пропорций и Alt, чтобы трансформация была относительно нашего нового центра), растягиваем слой за нижний угол до тех пор, пока верхние кромки лучей не выйдут за силуэты светлых окон. Получившийся свет выглядит вполне натуралистично, но дальние окна все еще не задействованы, а потому в следующих пунктах мы нарисуем лучи и от них вручную.
Шаг 5. Рисуем пером
Создаем новый слой нажатием клавиши на планшете, даем ему имя windows. Заливаем его черным цветом. Пришло время использовать возможности пера графического планшета в полную силу, поскольку сейчас нам потребуется абсолютная точность штриха. Устанавливаем непрозрачность кисти 70%, воспользовавшись клавишами у сенсорного кольца, увеличиваем масштаб работы и начинаем рисовать окна белым цветом. Перемещаемся по работе при помощи самого сенсорного кольца Touch Ring. Поскольку мы собираемся делать лучи и от тех окон, проемы которых мы не видим, будем рисовать их интуитивно, в предполагаемых местах.
Шаг 6. Повторное размытие
Снова нажатием лишь одной клавиши на поверхности планшета создаем копию слоя windows и называем новый слой windows_blur. Так же, как и в третьем шаге, меняем режим наложения слоя на Screen с непрозрачностью 100%. Размываем созданную копию фильтром Radial Blur со значением 50. Снова сдвигаем центр на середину верхнего края кадра. А затем, как мы уже делали в шаге 4, трансформируем слой, удерживая Shift и Alt. Кстати, не забываем, — чтобы свет казался естественным, он должен быть неравномерным. Чем ближе к источнику, тем он ярче, чем дальше от него — тем рассеяннее.
Шаг 7. Удлиняем лучи
Лучи из окон получились насыщенными, но пока еще они недостаточно длинные. Для того чтобы сделать их длиннее, копируем слой windows_blur и переименовываем полученную копию в windows_blur2. Снова размываем ее фильтром Radial Blur с расстоянием 50 пикселей и трансформируем уже известным нам способом.
Шаг 8. Свечение от окон
Не забываем о том, что, помимо лучей, от окна должно исходить и свечение. Подобный эффект достигается за счет применения фильтра Glow. Но для этого нужно создать слой, в котором «светящиеся» участки будут непрозрачными. Делаем видимым слой light и отключаем видимость всех остальных слоев. Переходим во вкладку Channels. Удерживая Ctrl, кликаем по миниатюре в строке RGB — в результате этого действия должно загрузиться выделение, которое соответствует яркости канала RGB.
Шаг 9. Маска
Возвращаемся во вкладку Layers, создаем новый слой, нажав соответствующую клавишу на планшете, и кликаем по кнопке Add layer mask внизу панели слоев. Мы получим маску, на которой будет отображена ранее выделенная область. Называем полученный слой Glow. Добавляем к нему эффект Glow. Задаем расстояние 70 пикселей.
Шаг 10. Настраиваем вручную
Сейчас нам предстоит подкорректировать полученный эффект вручную — для начала определимся со степенью непрозрачности слоев со светом. Лучи не должны быть слишком яркими, иначе они будут выглядеть неестественно. Не стоит забывать и о неравномерности потока. В нашем случае значения непрозрачности для каждого из слоев получились такими: light_blur — 30%, windows_blur — 50%, windows_blur2 — 30%, glow — 70%.
Шаг 11. Доработка градиентом
Недостаток фильтра Radial Blur в том, что он не учитывает перспективу. Поэтому некоторые наши лучи оказались настолько длинными, что кажется, будто они проходят сквозь пол. А потому мягко «укоротим» их. Создадим для всей папки group1 маску, чтобы на ней градиентами частично скрыть нижнюю часть лучей. В настройках инструмента Gradient отмечаем тип градиента Foreground to Transparent, а основным цветом назначаем черный. Проводим пером графического планшета линии градиентов: сначала по коридорам, примерно под углом 45 градусов, чтобы лучи в центре коридора исчезали в воздухе, а потом и снизу по центру.
Шаг 12. Финальный штрих!
Все готово! Теперь удаляем ненужные нам слои light и windows, остальные склеиваем в один слой и сохраняем. Поскольку перо работает и как ручка — можем поставить на работе свой копирайт, написанный будто бы от руки!